Министерство образования и науки Российской ФедерацииРоссийское образование

 

 

Форма входа

Мастер-класс учителя начальных классов Тахавиевой И.И.  
Тема: «Моделирование урока в свете новых образовательных стандартов».
  Задачи: 
               проанализировать структуру традиционного и современного урока;
               конкретизировать представления педагогов о современном уроке;
               подготовить педагогов к внедрению новых образовательных стандартов;
               создать условия для профессионального диалога.
Оборудование: презентация, карточки для групповой работы, маркеры, ватман.
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора,  эрудиции»
В.А. Сухомлинский
 
- Современный урок, инновация,
  Технологии, проблемные ситуации,
  Методы, формы, приёмы,
  Что в современном уроке применить мы готовы?
  Приходят новое поколение, новые стандарты и новые решения.
 
- Какие проблемы стоят в настоящее время перед школой и перед учителем?
( внедряются новые стандарты, новые требования..)
 
      2.Сообщение темы. Определение круга проблемных вопросов.
      - Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
 - А какую основную  форму обучения мы используем?  (урок)
 -Что такое урок?
 - Как вы думаете, урок - это статическая, неизменяемая или постоянно меняющаяся форма?
 - Почему урок меняется?
 -Главной формой обучения является урок. До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заведениях, урок должен сохраняться, поддерживаться и развиваться. Урок — это гарант стабильности образовательного учреждения, его структурно-организационный стержень, можно сказать, скелет всего учебно-воспитательного процесса. Не зря он оказался принятым школами практически всего мира. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.
 - Тема нашей встречи: « Урок сегодня и моделирование урока в свете новых образовательных стандартов»
 - Что бы вы хотели сегодня обсудить, и на какие вопросы получить ответ?
(Что такое современный урок, отличие современного урока от традиционного, структура современного урока, какие факторы влияют на необходимость внедрения современного урока, какие особенности имеет современный урок…….)
 
 3.Работа в группах или микрогруппах. Сравнительный анализ современного урока и традиционного.
- С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. На уроке держалась традиционная и стоит современная школа.
- Для того чтобы ответить на первый вопрос, проведите сравнительный анализ современного и традиционного уроков .Работайте как вам удобно – целой группой или в микрогруппах.
 - Давайте  озвучим результаты своей работы? Проанализируйте свою работу.
  - Мы видим, что в современном уроке педагог ведёт обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся, создаёт условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту.
- На традиционных уроках применяется сенсуалистический подход, т.е.  слушать, смотреть только ан меня, а в современном уроке – деятельностный подход. Дети чаще всего запоминают форму, а не суть. Суть передать нельзя, её надо познать, а для этого надо действовать. Все знания в современном уроке дети получают через деятельность, которую организует учитель.
   - Скажите, почему сейчас необходимо строить свою работу по- новому?
  - Какие факторы повлияли на то, что заговорили об изменении системы образования?
 - Мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов.
 
4. Работа в группах или микрогруппах. Проектирование структуры современного урока.
   -В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами:
     *традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение;
     * традиционный урок – это привычные формы  и средства обучения.
     *знакомая всем структура урока.
 1. Орг. момент.
 2. Проверка домашнего задания.
 3. Актуализация опорных знаний.
 4. Объяснение нового материала.
 5. Первичное закрепление.
 6. Самостоятельная работа.
 7. Итог урока.
 - Перед вами хорошо знакомая структура традиционного урока формирование новых знаний. Я предлагаю вам  спроектировать структуру современного урока формирования новых знаний.
 - Кто желает озвучить структуру? Обоснуйте.
-  На экране структура современного урока.
 
1. Самоопределение деятельности.( Орг. момент)
2.Актуализация опорных знаний.
3.Постановка проблемы(создание проблемной ситуации)
4.Открытие новых знаний.
5.Первичное закрепление.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу.
7.Включение нового знания в систему знаний( повторение).
8.Рефлексия деятельности.
 
  - Видим, что структуры разные. Проанализируем, в чём существенные различия.
       (Все начинается с проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. При этом ученик испытывает  чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Первое  - постановка проблемы. Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается  - поиск решения, затем выражение решения, завершается реализацией продукта. Таким образом, видно, что на проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл, главная цель которого обеспечение прочными знаниями и интеллектуально-творческим развитием, и воспитанием инициативной личности. Причем творчески формируются, только знания, а не умения и навыки. Навыки вырабатывается многократным повторением действия.  Современный урок отличается от традиционного этапами введения нового материала и воспроизведения знаний). Открытие новых знаний в современном уроке - через коллективную деятельность(выдвижение гипотез).
   Первичное закрепление в современном уроке - проговорить новое знание в громкой речи, в конечном результате появляется модель, таблица, схема, алгоритм.
 
  - Отдельно хочу сказать о домашнем задании и организационном моменте. Учитель больше обращает внимание на центральную часть урока, а именно на работу с новым материалом. Начало и конец урока, работа с источником, оценивание и домашнее задание остаются как бы периферийными проблемами. Мы убеждены, что это далеко не мелочи, а как раз те элементы урока, которые негласно, но правят уроком, определяя его качество. Это нечто вроде «серых кардиналов», действия которых почти незаметны, но от них зависит очень многое. Эти компоненты урока способны оказывать существенное влияние на эффективность всего обучения в целом. Учитель должен помнить, что учиться надо на уроке, в классе, в школе, а дом. задания даются только на повторение и закрепление.
 - Каковы, на ваш взгляд, типичные недостатки традиционного обучения?
 
5. Стандарты второго поколения. УУД.
   -Итак, совершенно очевидно, что на урок надо взглянуть по-новому, выявить его неиспользованные резервы. Традиционный урок неидеален для решения новых образовательных задач, которые стоят перед школой.
 - На внедрение новых стандартов повлияло то, что новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности.  
- Почему надо работать по-новому, потому, что в новых стандартах прописаны новые средства обучения, новая цель образования, новое содержание, технологии, новые требования к подготовке учителя, новое целеполагание для учителей и учеников.
  - Самое главное – меняется подход в обучении. В приказе Министерства Образования и науки прописано, что в основе Стандартов лежит системно-деятельностный подход.
  -Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Т.е научить ребёнка учиться не через память, а через универсальные учебные действия. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.  
     - Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.                                                                  
- В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
- Метапредметные УУД включают освоение обучающимися универсальных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться.
- В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, готовность и способность обучающимися к саморазвитию, самоопределению, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.
- В сфере регулятивных УУД выпускники овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, оценка, саморегуляция - способность к преодолению препятствий.
- В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника(партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи умение слушать и вступать в диалог, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.
-В сфере познавательных УУД выпускники научатся использовать знаково - символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач постановки и формулирование проблемы.
- В сфере предметных УУД изучение обучающимся в учебных предметах опыта специфического для данной предметной области деятельности по получению новых знаний, его преобразование и применение.
 
6. Групповая работа. Моделирование современного урока.
- Итак, мы ответили на все вопросы, которые ставили перед собой, кроме одного – что такое современный урок?
- Сейчас работа в группах. Вам необходимо представить модель современного урока, с учётом всего ранее услышанного.
Защита.
 
7. Подведение итогов. Рефлексия.
-Так что же такое современный урок?
- Что главное в уроке?
  Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
 Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.
               Хоть выйди ты не в белый свет,
               А в поле за околицей,-
               Пока идёшь за кем- то в след,
                Дорога не запомнится.
               Зато, куда б ты ни попал
               И по какой распутице,
               Дорога та, что сам искал,
               Вовек не позабудется.
Метод эмоционально – цветовой аналогии.
   - Выберите цвет, который соответствует вашему настроению.
 Красный – активное, восторженное настроение
 Оранжевый – радостное, тёплое
 Жёлтый – светлое, приятное
 Зелёный – спокойное, ровное
 Синий- грустное, печальное
 Фиолетовый- тревожное, тоскливое
 Чёрный – состояние крайней неудовлетворённости
 
 
Акрамова Л.А., учитель начальных классов
Мастер- класс: «Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младших школьников».
 
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить. 
А. Дистервег
В связи с модернизацией начального  образования и  необходимостью  реализации   модели  личностно-ориентированного  обучения  младших школьников  остро  встала  проблема  развития  творческого мышления учащихся и их познавательных процессов. Для этого учителям начальных классов предлагается много новых программ.
Вот уже третий год, как я работаю по Образовательной системе «Школа 2100». Программа построена на диалоге с ребенком. Я не просто сообщаю тему урока, дети сами открывают для себя ту или иную тему. Поэтому мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми своими наработками и удачными формами работы, которые я применяю.
В условиях личностно-ориентированного подхода, необходимо предоставить обучение каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, в процессе изучения и усвоения научных знаний, заданных в содержании различных учебных предметов.
Важно отметить!
Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.
Что же такое проблемная ситуация?
Проблемная ситуация –  это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Проблемная ситуация может быть различной:
по содержанию неизвестного,
по уровню проблемности,
по виду рассогласования информации,
по методическим особенностям.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
 - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
 - сталкивает противоречия практической деятельности;
 - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
 - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
 - побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
 - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
 - определяет проблемные теоретические и практические задания;
 - ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
Приведу примеры проблемных ситуаций, использованных на уроке.
Математика. Задание связано с геометрическим материалом. Учитель предлагает вниманию первоклассников плакат, на котором изображены несколько четырехугольников и пятиугольников. Все эти фигуры на плакате никак не сгруппированы, но четырехугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники - в зеленый. Учитель сообщает, что все красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые - пятиугольниками. После этого перед классом ставится проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые - пятиугольниками?». Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений.
 Они должны сравнивать мысленно термины «четырехугольник» и «пятиугольник». Анализируя эти слова, они должны расчленить их, выделив в них знакомые им слова, являющиеся частями новых терминов – «четыре» и «угол», «пять» и «угол». Такой анализ уже может направить их мысль в определенном направлении. Проверить правильность возникших предположений они смогут, обратившись к внимательному рассматриванию предложенных им фигур. Здесь снова придется провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно все красные фигуры содержат по четыре угла, а зеленые – по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив ее с особенностями терминов - названий данных фигур, дети должны прийти к выводу, который и будет ответом на поставленный проблемный вопрос.
Рассмотрим для примера фрагмент урока на тему «Площадь фигуры».
Цель урока – начать формирование у детей представления о площади фигуры и упражнять их в сравнении площадей фигур путем подсчета числа клеток, на которые разбиты фигуры.
Начинаем работу по ознакомлению с понятием площадь с изложения новых знаний.
- Рассмотрите в учебнике рисунок. Какие фигуры изображены на рисунке? (Круг и треугольник, - отвечают дети).
- Треугольник целиком поместился в круге, поэтому мы говорим, что площадь этого треугольника меньше площади круга. Наложив далее вырезанный из бумаги прямоугольник на квадрат, мы видим, что прямоугольник целиком помещается в квадрате. Площадь этого квадрата больше площади прямоугольника. А вот эти прямоугольники (демонстрируются вырезанные из бумаги прямоугольники) полностью совпадают. В этом случае мы говорим, что у них равные площади и т.п.
- На доске помещаем 3-4 прямоугольника  одинаковой длины, но разной ширины. Предлагаем ученикам сравнить их и на основе сравнения сделать вывод. Затем ученики сравнивают прямоугольники, имеющие одинаковую ширину, но разную длину. Как и в предыдущем случае отмечаем, что, чем длиннее прямоугольник при одинаковой ширине, тем больше его площадь.
Подвести учеников к выводу о том, что рассмотренный выше прием сравнения площади не всегда приемлем, можно путем создания следующей проблемной ситуации. Показать ученикам заранее вырезанные из картона квадрат и прямоугольник размерами, например, 4 дм х 4 дм и 3 дм х 5 дм (рис. 1) и предложить сравнить на глаз площади этих фигур.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Русский язык
На уроках  русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать».
Тема: «Ударение», ( 2 класс).
На доске записаны слова: пропасть, замок, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу.
Учитель просит в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. В другой – те, где ударение падает на второй слог. Учащиеся зачитывают свои ответы, и тут оказывается, что одни и те же слова записаны в оба столбика. Обсудив ситуацию, дети приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и каждый из вариантов записи – правильный.
Тема: «Сложные слова», 3 класс.
На доске написано слово снегопад.  Нужно выделить в нем корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому для них способу выделения корня (в сложных словах).
Тема: «Перенос слов», 2 класс.
Учитель говорит, что сегодня на уроке мы будем учиться переносить слова, и просит подумать, зачем и как это делают. Идеи детей и учителя можно записать на доске. Все вместе приходят к выводу: для того чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно разделить его на слоги.
Попробуйте догадаться, к какой теме подобраны проблемные задания.
 

ПОДУМАЙ!

На какие две группы можно разделить слова?

      (до) ехал                          (до) деревни

      (по) дороге                      (по) бежал

      (про) читал                      (про) завод

      (под) машину                  (под) полз

      (на) кричал                      (на) собаку

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И ПРИСТАВОК.
 
 

ПОДУМАЙ!

В какой части слова стоит буква? Как её можно проверить?

Медведь н…драл когтями узкие п…лоски еловой к…ры, снёс в яму на х…лме, сверху н…кидал мягкого моху. П…дгрыз ёлочки вокруг ямы так, что они шалашом н…крыли её, з…лез под них и з…снул спокойно.

ТЕМА: БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.
Существенным является развитие мотивации учебной деятельности.             
Мотивы предполагают добычу знаний в процессе поисковой деятельности и возможность решать задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность.             
Принципиально важным становится опора на два принципа:
самоконтроль;
самооценка.
 Для этого использую индивидуальные задания такого вида:
 
Тема: Непроизносимая согласная в корне
 
 карточка 1.                                                           (с самопроверкой)
 1.    Прочитай текст.
 2.    Найди и выпиши 4 слова с непроизносимой согласной.
 3.    Найди и выпиши 5 слов с изученными орфограммами. Орфограммы подчеркни.
                                            Февраль.
    Стоял февраль. Ветер гнал с места на место колючую снежную пыль. Но с каждым днём чувствовался приход весны. Небо временами делалось удивительно синим. Далеко видна была вся местность. С тяжёлых про­зрачных сосулек падала капель. До позднего вечера был слышен её стук. Ночью снова мороз, метель. Широкая лестница и крыльцо были занесены снегом.
 карточка 1.   САМОПРОВЕРКА:                     
                  Слова с непроизносимыми согласными:
 ЧУВСТВОВАЛСЯ, МЕСТНОСТЬ, ДО ПОЗДНЕГО, ЛЕСТНИЦА.
  
Тема: Мягкий знак после шипящих.
 
 Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. Запиши.
    Малыши, чижи, грачи, печи, мыши, ерши, ножи, товарищи, ночи, лещи.
 САМОПРОВЕРКА:
 Малыш, чиж, грач, печь, мышь, ёрш, нож, товарищ, ночь, лещ.
 
         При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1.  умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2.  самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3.  креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).             
                Окружающий мир.          
Как объяснить, что у грызунов, которые всю жизнь что-то грызут, зубы не стачиваются на протяжении всей жизни? ( Ответ: зубы грызунов растут всю жизни).
Или: учитель просит нарисовать на альбомном листе ручку, резинку, грушу, пенал. Затем даёт задание нарисовать дом или машину в натуральную величину. Ученики понимают, что это невозможно, и под руководством учителя приходят к выводу, что нужно использовать масштаб.
Ещё один пример. Перед изучением природных зон ставлю перед учащимися следующий вопрос: почему такой крупный хищник как белый медведь не питается пингвинами? Ответы учащихся настолько необычны: мясо пингвина не вкусное, или  он быстро убегает, или они ни разу не встретились. И вот тут возникает вопрос, почему же вы думаете, что они не встречаются? Живут на разных полюсах.
Проблемная ситуация может возникнуть на уроке тогда, когда учитель намеренно сталкивает жизненные представления обучающихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Пример: В Средние века отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, называли рыцарями, и в наше время человека могут назвать рыцарем. Кто он, рыцарь наших дней? Намеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно, рассказав им об интересном явлении или опыте. Проблемную ситуацию учитель может создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных. При создании проблемных ситуаций учителю очень важно не торопиться исправить ошибку учащегося. Это может привести только к появлению у учащихся робости, страха ошибиться, сковывает их инициативу в постановке и решении интеллектуальных проблем.
В процессе восприятия учащимися нового учебного материала нужно уделять внимание подготовке детей к активному восприятию новых знаний. Эту роль и выполняет проблемная ситуация.
 Проблемное обучение
•      вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
•      способствует развитию познавательной активности;
•      осознанности знаний;
•      предупреждает появление формализма, бездумности;
•      обеспечивает более прочное усвоение знаний;
•      делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.